Услуги   Компания   Карьера    Контакты 
Онлайн-заявка
Закрыть
(опишите интересующие Вас услуги)
Группа компаний   Онлайн-заявка   
Ru En
+7 495 411-94-36 Москва
+7 812 326-80-08 Санкт-Петербург
+7 843 200-94-66 Казань
+7 8793 404-466 Пятигорск
8 800 234-94-36 Только для регионов РФ (бесплатно)
 
 

Госдума решила заняться биотехнологиями. " Медицинские новости" . 22 февраля 200

22 февраля 2005 года

Биотехнологии все громче заявляют о себе. Настолько громко, что их услышали в Государственной Думе и озаботились созданием нормативно-правовой базы для этой стремительно развивающейся сферы знаний и производства. В начале февраля 2005 года прошли парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития биотехнологической отрасли" . Организатором выступил Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Последний раз про биотехнологию в Госдуме вспоминали достаточно давно - пять лет назад, а в таком составе встреча проходила впервые, поэтому для нее вполне подходит эпитет "беспрецедентная" . В разговоре участвовали депутаты парламента, представители заинтересованных министерств и ведомств, руководители промышленных предприятий, ведущие ученые РАН, РАМН и РАСХН. Одним из итогов круглого стола было решение о создании Экспертного совета по проблемам биотехнологической промышленности.
Открыл слушания заместитель председателя Госдумы Олег Морозов . Он подчеркнул, что состояние отрасли находится в плачевном состоянии и требует незамедлительного задействования государственного механизма регулирования, включая все его уровни.
Ведущий парламентские слушания председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум , отметил, что один из важнейших аспектов законодательного регулирования будет касаться создания технопарков в БТХ-отрасли. "Ключевыми элементами таких технопарков могут стать инновационные бизнес-инкубаторы, работающие полностью на принципах рыночной экономики и призванные стать "генераторами" "юниорских" высокотехнологических фирм" , - сказал Шаккум.
Юрий Дощицын из Федерального агентства по промышленности озвучил предложения Минпромэнерго. В частности, предполагается создать Государственную инвестиционную венчурную биотехнологическую компанию с уставным капиталом от 2 до 4 миллиардов рублей, который формируется за счет государственных средств и за счет крупного частного капитала. Также предлагается создать Национальный центр по промышленной биотехнологии. Помимо этого планируется строительство новых профильных заводов (например, по производству субстанций антибиотиков). Первоначальное вложение капитала в эти заводы должно осуществляться государством.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит приказ об организации применения новых медицинских и биологических технологий на территории России. Об этом сообщил в своем выступлении заместитель начальника Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития министерства Сергей Ткаченко .
От лица промышленников России выступил Александр Иваненко - сопредседатель Совета директоров Союза предприятий биотехнологической отрасли. Он рассказал, что отечественные ферментные препараты для комбикормовой промышленности, производимые ОАО "Восток" по своему компонентному составу лучше, чем импортные аналоги, да и дешевле. Но до сих пор две трети отечественного рынка занимают импортные ферментные препараты. Поэтому необходимо ужесточить тарифную политику и через это противодействовать завозу тех продуктов, которые успешно производят отечественные предприятия. В том же ряду стоят и вопросы таможенной политики. В настоящий момент иностранные компании нередко занижают таможенную стоимость товаров, ввозят товары под другими наименованиями, сводя тем самым на нет якобы ограничительные таможенные тарифы.
Кроме того, биотехнологические предприятия, по мнению Иваненко, нуждаются в снижении налоговой нагрузки, предоставление налоговых льгот необходимо и для инновационных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих инвестиции. Нормой должно быть широкое применение такой формы, как возмещение государством части процентных ставок по банковским кредитам, получаемым предприятиями для инвестиций. Таким образом, государство будет избегать рисков, связанных с неэффективностью проектов.
Еще одна проблема для предприятий - затруднен доступ к научным разработкам, сделанным за счет государственных средств и находящихся в государственной собственности. Необходим более ясный и четкий правовой механизм вовлечения таких разработок в производство вплоть до предоставления инновационным компаниям и промышленным предприятиям права бесплатно использовать в своем производстве запатентованные разработки, сделанные за счет бюджетных средств и сейчас не используемые.
Нет и ряда необходимых нормативных документов, позволяющих нормально вести процесс инноваций. Например, в стране до сих пор нет закона, регулирующего оборот микробиологических ресурсов, и его нужно срочно разрабатывать. Много времени отнимает у компаний получение разрешительной документации для производства новых продуктов, поэтому существующий порядок необходимо изменять.
Вице-президент Общества биотехнологов России Раиф Василов озвучил "общественное мнение и заключения экспертов и специалистов, небезразличных к судьбам нашей страны" . Оно заключается в том, что требуется национальная, общегосударственная программа развития биотехнологии с четко проработанными федеральным и региональным компонентами.
"Это не может быть просто Федеральной целевой программой, а тем более отраслевой программой, учитывая междисциплинарность и комплексность самого направления биотехнологии" , - уточнил он. Исходя из этого Общество биотехнологов России и Союз предприятий биотехнологической отрасли совместно с представителями РАН, РАМН, РАСХН, Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, руководителями ряда субъектов РФ (Кировская, Белгородская, Тюменская области, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и других) выступили с общественной инициативой и создали проект комплексной программы "Развитие биотехнологии в России на 2006 - 2015 годы" .
Главной идеей Программы является разработка системы мер государственного и негосударственного характера с целью устранения негативных тенденций и создания оптимальных условий для развития фундаментальной и прикладной биотехнологии. Особое место в Программе принадлежит региональным подпрограммам, внебюджетным целевым подпрограммам и специальным проектам развития биотехнологии. Здесь намечается вначале отработать пилотные типовые региональные модели, а затем распространить данную методологию на максимальное число субъектов РФ.
Обсудив состояние и перспективы развития российской биотехнологии, участники круглого стола отметили, что биотехнологическая отрасль в России разрознена, отсутствует межведомственная координация и государственная промышленная политика в этой сфере.
По всем направлениям биотехнологической промышленности Российская Федерация значительно отстает от уровня и темпов развитых стран. Если в 1990 году СССР занимал второе место в мире по развитию микробиологической промышленности, уступая лишь США, то сейчас Россия находится далеко позади: ее вклад в общий объем мирового производства сократился с трех-пяти процентов до менее одного.
При этом практически прекратилось производство ряда ключевых продуктов: антибиотиков, витаминов; производство ферментов упало в 6 раз, антибиотиков - в 12 раз, кормового белка - в 25 и т.д. На долю России приходится всего 0,02 процента мирового производства генно-инженерных препаратов для медицины, при этом по научным исследованиям в этой области наша страна отстала от Запада минимум на 15 лет. Импортозависимость России по важнейшим видам биотехнологической продукции недопустимо велика: по инсулину - почти 100 процентов, по антибиотикам - свыше 90 процентов.
Согласно расчетам, в мире к 2025 году ожидается перевод 25 процентов всей химической промышленности на биотехнологические процессы. В связи с истощением запасов нефти и газа в зарубежной энергетике прогнозируется возрастание доли энергоносителей, получаемых на основе биотехнологических процессов из возобновляемого органического сырья и их использование для нужд коммунальной энергетики (биогаз) и автомобильного транспорта (спирт, водород).
Участники круглого стола отметили, что в последние годы принят ряд законов, способствующих развитию биотехнологической отрасли, защите прав потребителей, гармонизации российского законодательства с международным. В то же время реализация законов отстает от потребности эффективного развития отрасли. До настоящего времени не разработан ни один технический регламент или национальный стандарт, необходимые для регулирования оборота биотехнологической продукции. Не создана система обеспечения качества и безопасности в сфере биотехнологии. В рамках существующих законов отсутствуют положения, обеспечивающие максимальное благоприятствование этой важной, но пока недостаточно динамично развивающейся отрасли.
Не охвачены законодательным регулированием такие важные направления биотехнологии, как формирование национального коллекционного фонда микробных биоресурсов для биотехнологии, обеспечение биобезопасности в области использования промышленных микроорганизмов, защита интеллектуальной собственности и многие другие.
Для того, чтобы Россия не остала от остального мира раз и навсегда, требуется в ближайшее время принять комплекс мер по государственному регулированию биотехнологической промышленности, включая совершенствование нормативно-правовой базы, разработку межведомственных программ на федеральном и региональном уровнях, создание экономических механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в сфере биотехнологии





Источник:
Ссылка на
Для получения дополнительной информации оставьте онлайн-заявку или свяжитесь с нашими консультантами по телефону или факсу:
в Москве +7 (495) 411-94-36
в Санкт-Петербурге +7 (812) 326-80-08
в Казани 8 (843) 200-94-66
в Пятигорске 8 (8793) 404-466
в регионах РФ 8 800 234-94-36 (звонок бесплатный)
Успешно выполненные работы

ОАО «РЭТЗ Энергия»

 

ОАО «Ненецкая нефтяная компания»

 

ОАО «Газпром нефть»

 

ОАО «Северсталь»