Услуги   Компания   Карьера    Контакты 
Онлайн-заявка
Закрыть
(опишите интересующие Вас услуги)
Группа компаний   Онлайн-заявка   
Ru En
+7 495 411-94-36 Москва
+7 812 326-80-08 Санкт-Петербург
+7 843 200-94-66 Казань
+7 8793 404-466 Пятигорск
+7 383 388-50-15 Новосибирск
8 800 234-94-36 Только для регионов РФ (бесплатно)
 
 
 

Что заварил " Быстров" . " Предприниматель Петербурга" . №11 200

21 марта 2005 года

В середине 90-х он напоил Россию "Инвайтом" , а в августе 1998-го решил сделать ставку на исчезнувший в один день средний класс и выпустил быстрорастворимую кашу "Быстров" . Осенью он собирается запустить новую линейку био-продуктов по технологии, изначально созданной для космонавтов. Откуда берутся бизнес-идеи от Сергея Выходцева и во что обходится их воплощение, выясняла корреспондент "ПП" Наталья Ризова.
Африканский "Инвайт"
Если бы не детская мечта Сергея Выходцева увидеть Африку, российский рынок, возможно, не знал бы "Инвайта" . "В 1990 году мне со школьным другом и партнером Асланом Кораевым пришлось уехать из России. Выбор пал на Африку – и не зря" , – рассказывает г-н Выходцев.
Первый африканский проект был связан с приключенческим турбизнесом и назывался "КиВи" (Кораев и Выходцев). На смену ему в 1994 году пришли морепродукты. В том же году был сделан первый шаг к "Инвайту" .
"В течение восьми месяцев мы импортировали в Россию прототип "Инвайта" – быстрорастворимый напиток Drink-o-Pop. Это было удачное время для подобных проектов – рухнула советская система дистрибьюции лимонада и минеральной воды. Мы привезли порошок, из пяти граммов которого получалось два литра напитка, и имели с него 500-600% оборота, – вспоминает Выходцев. – Так родилась идея разработать собственную рецептуру напитка и открыть производство" .
1996-1997-й – годы феноменального успеха "Инвайта" . Еженедельно в аэропорты "Пулково" и "Шереметьево" прибывало по 80 тонн порошка, который растамаживался и тут же грузился в фуры дистрибьюторов. Но жизненный цикл товара – категория неумолимая. "Я никогда не остаюсь в проекте более 3-5 лет, –говорит Выходцев. – Мне надо видеть стремительный рост или стремительное падение. В менеджменте day-to-day я не заинтересован" . В 1998 году, пережив второй резкий рост продаж (был применен стандартный для Запада, но не для России того времени, маркетинговый ход – розыгрыш призов по схеме "купи – собери – отправь по адресу" ), Выходцев покинул проект. Позже партнеры высказывали мнение, что Выходцев знал о предстоящем кризисе и именно поэтому ушел.
"Быстров" и бактерии будущего
О кризисе Выходцев не знал, иначе вряд ли обратился бы к иностранным инвесторам за миллионами долларов для нового проекта (на этот раз судьба свела его с восточным капиталом: в Азии был кризис, и местные венчурные инвесторы искали способы диверсификации своих активов). "Я всегда искал капитал за рубежом, – говорит Выходцев, – почему-то в России у соинвесторов до сих пор существует такой подход: в случае успеха – мы в доле, в случае провала – ответственность на тебе. Западный venture capital работает по более близким для меня законам" . Тем не менее "близкие" правила игры не избавили Выходцева от проблем (см. врезку).
Сама идея "быстрой каши" родилась просто: пример западных товарищей, перспективность рынка плюс собственный желудок, требующий во время постоянных перелетов здоровой пищи. В настоящий момент Сергей Выходцев является председателем совета директоров НПК "Быстров" . "В ближайшее время я оставлю этот пост, но в течение трех лет еще буду являться членом совета директоров, отвечая за развитие предложенной стратегии" , – говорит он.
Новый проект Сергея Выходцева, который, как он рассчитывает, "выстрелит" осенью этого года, связан с высокими технологиями (на этот раз он реализует новую идею без Аслана Кораева, который сосредоточился на столичном рынке недвижимости). "Видимо, во мне говорит неудавшийся когда-то биохимик (одно из мест учебы – МХТИ им. Менделеева. – Примеч. "ПП" ), – рассказывает Выходцев. – Еще в "Быстрове" , создавая рацион питания космонавтов МКС (международной космической станции), мы столкнулись с чрезвычайно интересными биотехнологическими решениями, созданными в недрах еще советского авиакосмического комплекса. Идея с уникальными штаммами полезных для здоровья микроорганизмов захватила меня целиком: это очень прибыльный и интересный бизнес с рентабельностью не менее 50%" .
Сейчас на существующих мощностях "быстровского" завода усилено направление R& D (research and development – поиск, разработка и внедрение новых продуктов), закупается оборудование для нового завода в Ленобласти по производству продуктов на базе пробиотических культур (общие инвестиции - $30-50 млн.). "Это, скорее, второе направление бизнеса. Первое – продажа самих штаммов и лицензий на их производство и использование. Мы изучаем советские разработки в этой сфере, доводим их до продаваемой формы, патентуем. Уже заключили договоры с двумя крупными западными компаниями, под нужды которых должны довести продукт под ключ" .
Постоянный поиск новых проектов и умение нащупать золотую жилу вряд ли подведут Выходцева: на его стороне не только собственный, но и западный опыт. На предположение корреспондента "ПП" , что Выходцев на этот раз припозднился с разглядыванием перспективной ниши, он ответил следующим образом: "Да, отчасти вы правы. Хотелось бы выйти на рынок раньше, но я еще успею. Мы предложим передовую линию продуктов, которую только-только освоили у себя на родине западные компании типа Nestle и Danone. Из российских производителей, по моим данным, никто даже близко не подошел к этому направлению" .
Бизнес-география Выходцева
Африка (ЮАР и др.)
В 1990-1994 годах по маршруту Мозамбик –Малави – Замбия – Зимбабве –ЮАР были организованы путешествия туристов. В 1994 году бизнес был продан основным конкурентам – группе новозеландцев.В том же году Выходцев занялся добычей морепродуктов (тигровых креветок) в Мозамбике и экспортом их в Малави.
США
В 1995-1996 годах мощности крупнейшего завода по производству порошковых напитков компании Jel Set в Чикаго обеспечивали выпуск порошка "Инвайт" .
Гонконг
Здесь в 1998 году Выходцев привлек инвестора для проекта "Быстров" . До этого в конце 90-х годов основал две компании, работавшие на местном рынке более трех лет. Занимался, в частности, Интернет-телефонией и сделками с венчурными ценными бумагами.
Россия
В Петербурге находится завод по производству каш "Быстров" , различных мюсли и др. Дистрибьюция осуществляется через Москву (" Быстров" входит в группу компаний "Си-Про" ). В Ленобласти строится завод по производству биопродуктов.
Как Выходцев решал проблемы
Чилийские
С кем: с вышедшим на российский рынок конкурентом – чилийским производителем Corpora Tres Montes, который продвигал марки Yupi и Zuco.
Проблема: стандартная борьба за проценты рынка с элементами рекламных трюков, ценовых войни изменением ингредиентов самого напитка.
В итоге: сражения шли с переменным успехом. Corpora Tres Montes могла позволить себе рекламный бюджет только на один сезон в размере $1 млн. Мощный финансовый потенциал Сергей Выходцев и Аслан Кораев заменяли собственным креативом: например, они придумали заменить сахар на подсластитель, не содержащий сахара, превратив "Инвайт" в продукт для потребителей, больных диабетом.
Американские
С кем: с американским производителем.
Проблема: без ведома российской стороны был заменен один из ингредиентов напитка. При этом не была учтена жесткость воды в России, и порошок более не растворялся. Дилеры стали возвращать товар.
В итоге: предприниматели добились того, что американская сторона покрыла часть убытков. Но имиджу "Инвайта" был нанесен урон. В одном из интервью Сергей Выходцев говорил: "В 1997 году все, что мы наработали за три года интенсивной работы, ушло на покрытие убытков. Зато мы сохранили деловую репутацию" .
Китайские
С кем: с гонконгским частным венчурным фондом Lunbiny Holding, который в 1997 году купил 49% акций "Быстрова" за $10 млн. с договоренностью не перепродавать их до 2005 года.
Проблема: в 2003 году гонконгская сторона не удержалась от соблазна нарушить договоренность и зафиксировать прибыль, выйдя из бизнеса. В СМИ история фигурировала как "один из самых необычных конфликтов российского потребительского рынка" . По слухам, фонд собирался продать свою долю за $25 млн.
В итоге: в результате судебного разбирательства во Франции Выходцев получил возможность выкупить акции. "Мы достигли компромисса: акционеры вышли из проекта, и вышли хорошо. Я же испытал чувство удовлетворения: когда обещаешь людям 13-15%, а получается 30-35% – это приятный момент" , – говорит Выходцев





Источник:
Ссылка на
Для получения дополнительной информации оставьте онлайн-заявку или свяжитесь с нашими консультантами по телефону или факсу:
в Москве +7 (495) 411-94-36
в Санкт-Петербурге +7 (812) 326-80-08
в Казани 8 (843) 200-94-66
в Пятигорске 8 (8793) 404-466
в Новосибирске 8 (383) 388-50-15
в регионах РФ 8 800 234-94-36 (звонок бесплатный)
Успешно выполненные работы

General Electric International Inc

 

ООО «ПепсиКо Холдингс»

 

ОАО «Северсталь»

 

ОАО «РЭТЗ Энергия»