Услуги   Компания   Карьера    Контакты 
Онлайн-заявка
Закрыть
(опишите интересующие Вас услуги)
Группа компаний   Онлайн-заявка   
Ru En
+7 495 411-94-36 Москва
+7 812 326-80-08 Санкт-Петербург
+7 843 200-94-66 Казань
+7 8793 404-466 Пятигорск
8 800 234-94-36 Только для регионов РФ (бесплатно)
 
 

Новости компании

Статья заместителя генерального директора ГК «ТехноПрогресс» по энергетическому консалтингу Э.М. Илларионова в журнале «Региональная энергетика и энергосбережение»

26 марта 2013 года

Проблема профессионального энергоаудита и энергосервисных договоров

Итоги и прогнозы энергоаудита

В 2012 году рынок услуг в сфере энергосбережения существенно изменился по сравнению с 2011 годом. Спрос на энергетические обследования возрос в десятки, а то и сотни раз. Основное количество запросов, по данным лидеров отрасли, пришлось на август-декабрь.

Такую ситуацию, по мнению большинства моих коллег, можно объяснить следующим.

Во-первых, 261-ФЗ (Федеральный Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» от 23.11.2009г.) предписывает в установленные сроки провести первое и последующие энергетические обследования и предоставить в Минэнерго России энергетические паспорта порядка 1,5 миллионам организаций.

Во-вторых, ограничены сроки проведения первого обследования, а именно предприятия и организации, указанные в главе 4, статье 16, части 1 Федерального закона №261-ФЗ, обязаны организовать и провести мероприятие в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие обследования — не реже, чем одни раз в пять лет. Нарушение же сроков первого аудита ведет к штрафным санкциям.

В 2012 году Минэнерго России приняло на рассмотрение порядка 27 тысяч энергетических паспортов. Любопытно: если разделить эти 27 тысяч на 6 тысяч энергоаудиторских компаний, существующих сегодня на рынке, то получится по 4,5 энергетических обследования на компанию.

Что дает нам эта статистика? Если учитывать, что ЗАО «НИЦ ТехноПрогресс» провело за 2012 год 150 энергетических обследований, то разделив 27 тысяч на 150, мы получим 180 реально работающих компаний. А это в масштабах страны очень мало, учитывая, что в 2013 году Минэнерго России планирует принять на рассмотрение около 230 тысяч паспортов. То есть на эти 180 компаний ляжет колоссальная нагрузка и кропотливая работа, и выполнить ее под силу только настоящим профессионалам – компаниям, укомплектованным квалифицированными сотрудниками и имеющим свою материально-техническую базу.

На этой волне очень странно слышать сегодня разговор о том, что энергоаудит закончился или закончится в 2013 году: так рассуждают дилетанты. Профессионалам же понятно, что на самом деле вся работа еще впереди.

В сложившейся ситуации, по мнению представителей ведущих российских энергоаудиторских компаний, барьером на пути некачественных обследований должны стать саморегулируемые организации. Назрело время для создания объединения саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, основанного на профессиональном подходе к организации работ и заинтересованности в выполнении требований ФЗ-261. А именно — его конечной цели: разработки энергосберегающих мероприятий, подкрепленных технико-экономическим обоснованием их внедрения, мероприятий, за которые энергоаудитор должен отвечать как при их разработке, так и при их внедрении.

По мнению профессионального сообщества, пора избавится от недобросовестных энергоаудиторов, видящих в своей работе лишь финансовую составляющую и организованных для выкачивания государственных денег из бюджетов различных уровней. Если оставить ситуацию в таком виде, в каком она есть сейчас, это может привести к негативным последствиям при выполнении целей, намеченных энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р. Ведь энергосбережение является одной из важнейших инициатив данной стратегии.

На собственном опыте

Анализ работы за 2012 год ЗАО «НИЦ ТехноПрогресс» — лидера отрасли – приводит к интересным выводам.

Напомню, за минувший год компания провела порядка 150 энергетических обследований средних и крупных потребителей товливно-энергетических ресурсов на территории России от Калининграда до Чукотки. В общей сложности специалисты провели обследования на объектах 16 отраслей промышленности. Это горнодобывающая и горнорудная, химическая и нефтехимическая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, добыча угля, нефти и газа, металлообработка и машиностроение. 60 энергетических паспортов, составленных по результатам наших обследований, уже внесены в реестр Минэнерго России.

Конечно, добиться такого результата позволил большой опыт работы наших специалистов: энергоаудиторы ЗАО «НИЦ ТехноПрогресс»  занимаются обследованиями уже более десяти лет. Это позволяет не только самостоятельно производить обследования любой сложности, но и организовывать практические и теоретический семинары, разрабатывать методические материалы по организации проведения энергетических обследований на базе АНО «НТЦ ТехноПрогресс».

Главными же выводами нашей работы стало подтверждение тезиса о том, что потенциал энергосбережения в стране огромен. И на этой волне объективно назрела необходимость усилить пропаганду вопросов энергосбережения среди персонала обследуемых предприятий и организаций. То есть организации системы энергоменеджмента, системы управления энергосбережением.

На сегодня на большинстве предприятий парк энергопотребляющего оборудования устарел на 40-70%. Основной потенциал экономии — в применении новых технологий, однако у собственников нет заинтересованности вкладывать деньги в перевооружение предприятия. Их отпугивают долгосрочные энергосберегающие мероприятия со сроком окупаемости более пяти лет. Да и механизм финансирования подобных контрактов на сегодняшний день не отрегулирован. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Несмотря на столь неутешительные выводы, интерес к энергосервису растет.

От новичка до профессионала…

Отлично укомплектованный штат профессионалов ЗАО «НИЦ ТехноПрогресс» существенно помог нам добиться хороших результатов в 2012 году. И это еще один важный вопрос – квалификация энергоаудиторов.

Дефицит специалистов, способных провести профессиональное обследование как объектов ЖКХ, так и промышленных потребителей, особенно остро проявился на волне резко возросшего спроса на услуги по проведению энергетических обследований.

Важно понимать, что согласно установленным законом требованиям, проводить энергоаудит имеет право организация, получившая аккредитацию в СРО, в штате которой состоит не менее четырех обученных специалистов. При этом под обучением подразумевается прохождение 72-часового курса практически в любом учебном заведении страны. И здесь опять же действует закон рынка. Спрос определяет предложение, и все больше организаций претендуют на право обучать энергоаудиторов по такому курсу. Но не сложно понять, какая разница между специалистом, обучавшимся 3-5 лет, и слушателем (а по-другому назвать сложно), знакомым с темой меньше месяца. К слову, несоответствие ожиданиям от такого краткого курса обучения отмечают и сами организации, оказывающие услуги в области энергетических обследований.

Выходом из ситуации стало решение многих экспертных организаций готовить кадры «под себя» — то есть обучать, стажировать, повышать квалификацию, а также активно принимать на работу специалистов из других регионов. И в этом явлении прослеживается заимствование лучшего опыта советских времен, когда стажировка позволяла предприятию получить адаптированного сотрудника, готового приступить к работе.

На базе АНО НТЦ «ТехноПрогресс» был создан обучающий центр, который готовит профессиональных специалистов для различных отраслей промышленности. С 2012 года мы расширили зону обучения, и теперь дополнительно стажируем энергоаудиторов, специалистов по аттестации рабочих мест. Параллельно принято решение о предоставлении такой преференции иногородним специалистам, как корпоративное жилье. Эти меры дают нам серьезные преимущества в глазах соискателей.

Важно отметить, что стажировка специалистов стоит компании немалых финансовых затрат, а значит, позволить себе такую «роскошь» могут только крупные, стабильные  организации. В свою очередь, наличие необходимого количества профессионально подготовленных энергоаудиторов позволяет компании самостоятельно выполнять работы на объектах любой сложности, в любой точке Российской Федерации на высоком профессиональном уровне и при строгом соблюдении сроков работ.

Нельзя обойти вниманием и другую проблему, возникшую в отрасли. Это появление огромного количества так называемых «энергоаудиторских» компаний, состоящих буквально из четырех — пяти человек, не имеющих своей материально-технической базы и предпосылок для самостоятельной работы.

Главная проблема сложившейся ситуации в том, что физически осилить объем работы большинство из них не в состоянии. И в первую очередь – из-за отсутствия опыта и необходимого количества профессионально подготовленных энергоаудиторов. Причем речь идет не только о выполнении инструментальных измерений, сборе и анализе данных на объектах заказчика, но и об опыте взаимодействия с госструктурами, например, Минэнерго России.

Незнание элементарных Приказов, СНиП, ГОСТ, РД, Стандартов и правил, в соответствии с которыми проводится энергетическое обследование, приводит к тому, что само обследование проводится ниже любого допустимого уровня качества, а отчетная документация составленная по результатам подобных энергетических обследований, проходит экспертизу в СРО по несколько раз, и, как правило, возвращается на доработку из Минэнерго России. Возвращенная документация подлежит доработке, а это дополнительная задача, которая в свою очередь приводит к увеличению сроков и стоимости по уже заключенным договорам. То есть неквалифицированное выполнение работы приносит такому «аудитору» дополнительную прибыль, а заказчику — незапланированные траты.

В результате совокупности обозначенных причин в преддверии Нового года серьезные игроки энергоаудиторского рынка столкнулись с целым валом заявок от организаций, отчаявшихся дождаться положительного результата работы от неквалифицированных «энергоаудиторов», к которым обратились ранее.

Конечно, сам факт проведения такого обследования для одних компаний – это в первую очередь соблюдение действующего законодательства. Для других — обдуманное финансовое вложение, которое при правильном подходе к организации и проведению работы может привести к экономии немалых денежных средств. К примеру, внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий, разработанных профессионально подготовленными энергоаудиторами по результатам энергетического обследования, может принести экономию энергетических ресурсов в пределах от 10 – 40 % от их потребления.

Уровень профессиональной подготовки аудитора напрямую влияет на результат работ. Подготовка такого профессионала занимает порядка двух лет. Она состоит не только из теоретических курсов повышения квалификации, но также практических выездных занятий на реальные объекты обследования, в том числе и с применением дорогостоящего измерительного оборудования. Перед тем, как энергоаудитор сможет работать самостоятельно, он стажируется в группе, в составе которой должен провести не менее пяти энергетических обследований средних и крупных промышленных потребителей. Только после этого специалист будет готов к самостоятельной работе.

Энергосервисные контракты — благоприятное поле деятельности для малого и среднего бизнеса?

Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности….» ввел понятие «энергосервисного контракта» (договора). В общем понимании энергосервис – это реализация энергосберегающих мероприятий за счет средств энергосервисной компании с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов.

При этом понятно, что энергосберегающие проекты внедряет энергосервисная компания, которая в качестве компенсации затрат на модернизацию получает часть денежных средств, сэкономленных в результате внедрения энергоэффективного оборудования и рационального использования энергетических ресурсов. В рамках реализации такого контракта энергосервисная компания сама оплачивает все затраты, связанные с проектированием, монтажом, наладкой, закупкой оборудования. По окончании срока договора клиент получает в собственность новое оборудование, и, естественно, продолжает получать экономию. 

На бумаге эта картинка кажется вполне гармоничной. Тем более, что у нас есть удачный пример – за рубежом энергосервисные контракты используются давно и весьма успешно. В США и странах западной Европы проблемы энергосбережения пытаются решать уже на протяжении порядка 40 лет. Со времен первого нефтяного кризиса, когда цены на нефть поднялись за год более чем в четыре раза. Уже тогда на государственном уровне задумались о рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), и стали появляться различные программы в области энергосбережения. Именно поэтому российские эксперты небезосновательно считают данный бизнес весьма перспективным и предсказывают, что настоящий бум в этой области наступит уже в ближайшие годы.

Так что же на Западе? Реализация проектов в области энергосбережения позволяет снизить потребление ТЭР в пределах от 15 до 60%. Средний срок окупаемости — порядка пяти лет, длительность контрактов может достигать 10-15 лет. Почему же это не приемлемо к российской действительности? Потому что в наших условиях пять лет – это очень большой срок! Я не говорю уже о 10-15 годах. Зачастую бывает так, что владельцы бизнеса не знают, что будет с их делом завтра, и уж тем более не готовы планировать внедрение долгосрочных энергосберегающих мероприятий. 

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться на практике, – недостаточно проработанная нормативная база. Особенно в части выявления и оплаты полученной экономии со стороны заказчиков энергосервисных контрактов. На данный момент у нас все еще нет стандартных образцов законодательных контрактов. Каждая компания пытается разработать свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.

При этом любая ошибка в договоре чревата тем, что возврата вложенных денег энергосервисная компания не дождется. Поэтому на деле большая часть компаний, которые хотели бы заняться энергосервисом, пока не торопятся заключать контракты подобного рода.

Сегодня во многих регионах сложилось мнение, что основная проблема реализации энергосервисных контрактов – отсутствие единой для всех формы. И это, действительно, одна из основных серьезных проблем. При этом очевидно и другое – принятие единой формы энергосервисного контракта вряд ли можно назвать панацей от всех остальных трудностей.

На мой взгляд, проблема не только  в форме, но и в содержании самой системы, по которой должны работать участники обозначенного процесса. Тем более каждый из них рассматривает систему энергосервисных контрактов только со своей стороны.

Вот с какой позицией заказчика нам приходится сталкиваться во время проведения энергоаудита, когда речь заходит о заключении энергосервисных контрактов. Один  крупный промышленный холдинг объявил тендер на проведение энергетического обследования с последующим заключением энергосервисного контракта. Условия оплаты предусматривались следующие.     

Проведение энергетического обследования – за счет средств исполнителя.

Разработка программы энергосбережения – за счет средств исполнителя.

Проектирование, закупка необходимого оборудования, монтаж и его наладка  – за счет средств исполнителя.

Оплата услуг исполнителя предусматривалась по истечении двух лет с момента внедрения энергосберегающих мероприятий и получения первой прибыли в процентном соотношении от величины этой прибыли, в итоге для того что бы исполнителю работ вернуть вложенные деньги, не говоря уже о прибыли, потребовалось бы порядка 5-10 лет. А деньги, которые вложить нужно уже сейчас, были не малые. Так вот по данным коммерческого управления компании «ТехноПрогресс», желающих заключить такой кабальный договор не нашлось.

Вот такие веяния у подавляющего большинства обследуемых нами коммерческих компаний. Что же касается бюджетной сферы, как правило, там вообще равнодушны к тому, будет у них эффективнее использоваться энергия или нет. Да и полномочий самостоятельно принимать решение о привлечении энергосервисной компании у них тоже  нет. Для того, чтобы иметь какой-то интерес к энергосервисным контрактам, бюджетники должны получить возможность сохранять хотя бы часть полученных от предполагаемой экономии денежных средств для того, чтобы использовать их на другие нужды.

Сегодня мы оказались в ситуации, когда на ведущие роли вышли производители энергоэффективного оборудования. Они располагают свободными оборотными средствами, достаточными для того, чтобы самостоятельно выходить на энергосервисные контракты. Им действительно интересно внедрять его за свой счет. Таким образом, они убивают двух зайцев: «подсаживают» заказчика на техническое обслуживание этого оборудования и получают свой рынок продаж. Яркий пример такого явления — производители дизель-генераторов.

Хуже тем, кто оборотными средствами не располагает и энергоэффективное оборудование не производит. Такие компании вынуждены прежде, чем выходить на конкурс, успеть заручиться поддержкой банков.

Для банков самое главное — минимизация рисков и обеспечение заемных средств. Возможные риски должны быть четко обозначены и сформулированы. В противном случае банки или вообще не захотят рисковать и финансировать проекты, или будут предлагать высокий процент по кредитам. Тем более, что у банков до сих пор нет единого энергосервисного контракта, который устроил бы всех: документ они не могут подготовить уже более года.

В результате у небольших компаний может не оказаться имущества, годного для залога. Поручительство тоже не для всех доступно. Крупные же компании, которым есть, что заложить, и которые имеют в своем арсенале и оборотные средства, и высокую репутацию, и тесные контакты с банками, пока  никак не проявили себя в сфере энергосервиса. За исключением небольших локальных контрактов.

В итоге энергосервис, который часто рассматривался, как благоприятное поле деятельности для малого и среднего бизнеса, пока для небольших компаний недоступен, а  крупным — не интересен. Подчеркиваю – пока!

Однако по оценке Сбербанка, только до 2015 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн.руб., из которых не менее 2 трлн.руб. — возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд.руб./год.

Вопросов, связанных с реализацией энергосервисных контрактов, на сегодняшний день действительно много. Я думаю, что в ближайшее время их придется решать не только нам — практикующим энергоаудиторам, но и саморегулируемым организациям,  и Национальным объединениям и органам государственной власти.


Все новости компании

Для получения дополнительной информации оставьте онлайн-заявку или свяжитесь с нашими консультантами по телефону или факсу:
в Москве +7 (495) 411-94-36
в Санкт-Петербурге +7 (812) 326-80-08
в Казани 8 (843) 200-94-66
в Пятигорске 8 (8793) 404-466
в регионах РФ 8 800 234-94-36 (звонок бесплатный)
Успешно выполненные работы

ОАО «РЭТЗ Энергия»

 

General Electric International Inc

 

Unilever

 

ОАО «Северсталь»